Книга о фейках

Книга о фейках

Сегодня в книжной рубрике — «Максимальный репост» Борислава Козловского.

Ложь распространяется быстрее, чем правда. В 2018 году журнал Science опубликовал результаты исследования, проведенного в медиалаборатории MIT (Массачуссетсткого технологического института). Учёные анализировали репосты 126 000 новостей разной степени правдивости, которые были сделаны на протяжении 10 лет в соцсети Twitter. И выяснили, что фальшивые новости достигают первых 1500 адресатов в 6 раз быстрее, чем настоящие. А вероятность ретвита у отдельно взятой фейковой новости на 70% выше.

В книге «Максимальный репост» научный журналист и специалист по big data Борислав Козловский разбирается с тем, почему так происходит. Что делает людей восприимчивыми к слухам и пропаганде? Почему образование и интеллект не мешают верить в теории заговора? За счёт чего фейки мгновенно разлетаются по соцсетям? Какую роль играют машинные алгоритмы?

Обо всём этом, а также о «пузыре фильтров», «парадоксе дружбы», «эффекте встречного огня» и других любопытных явлениях. Много историй, примеров, фактов.

Рекомендуем!

Цитаты для затравки:

• «Попытки переубедить только укрепляют в собственном мнении тех, кто ошибается. И вот почему: в сознании у читателя сталкиваются не один абзац новостной заметки с другим, равным ему по значимости, а сумма политических убеждений, накопленная за годы жизни, и какой-то конкретный факт, который разом ставит их под вопрос».

• «Мощное средство для создания ауры документальности вокруг чего угодно — фотография. (…) Чей-нибудь портрет над текстом делает любую сомнительную историю намного правдоподобней».

• «Чтобы поверить в «черных трансплантологов» или секретных отравителей, человеку нужны готовые ответы сразу на много вопросов: какие силы все это подстроили? Почему об этом молчат газеты и информацию приходится получать окольным путем? Целостную картину мира, где всему этому есть объяснение, предлагают теории заговора».

• «Кока-колу используют в Индии как пестицид, потому что для насекомых она смертельный яд? В 2004 году авторитетная британская газета The Guardian действительно опубликовала статью про крестьян из штатов Андхра-Прадеш и Чхаттисгарх, которые вместо дорогого синтетического концентрата (ценой в 120 фунтов стерлингов, или 10 000 рупий за бутылку) опрыскивают поля дешевой кока-колой местного разлива по 30 рупий за литр. Вправду ли это убивает насекомых-вредителей? Нет, но зато сладкие капли на листьях привлекают муравьев, которые заодно съедают и личинок жуков, вредных для хлопка и острого перца.Так что идея, будто бы кока-кола — яд, которую пытались донести авторы вирусной картинки, — ложь. Пусть даже в основе этого слуха лежит самый настоящий факт».