Ловушка опыта

Ловушка опыта

«На вопросы надо смотреть ширше»,
– говорил Федя-напарник, также известный как «Надо, Федя, надо!».

А старина Кант добавил бы: «Чем больше привычек, тем меньше свободы».

Что ограничивает наше мышление? (Когда оно работает, разумеется).

Если мы в силу наших функциональных обязанностей занимаемся только принятием программируемых решений, то наше мышление на работу не ходит. Надеемся, что оно используется где-то в другом месте, для решения других задач, пока тело работает и получает зарплату.

Проблема ограничений мышления оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Мало запустить мышление в попытках найти новые решения, важно ещё уйти, выскользнуть, вырваться из его – мышления – ограничений. Они формируются целым набором когнитивных искажений, услужливо пытающихся упростить нам задачу и сэкономить энергию. Но не одними когнитивными искажениями вызывается сужение мышления. Есть ещё один коварный фактор – опыт, тот самый «сын ошибок трудных». Работая в одной и той же сфере, реализуя похожие проекты, выполняя одни и те же задачи, мы загоняем наше мышление в ловушку опыта.

Цитата:
«Профессиональный опыт дает специалисту бесспорное преимущество. В поисках сотрудников на ключевые посты компании ориентируются именно на такой опыт, считая его признаком высоких результатов и лидерских качеств кандидата».

И эти кандидаты прекрасно знают как правильно подать свой опыт, рассказать историю о нём.
Показать себя экспертом.

Цитата:
«Привыкая считать себя экспертами, мы начинаем мыслить ýже — и в повседневной работе, и в кризисные моменты. Нам становится все сложнее признавать свои ошибки и провалы, а это препятствует нашему развитию».

«Специалист знает всё о немногом и ничего обо всём остальном», – шутил американский писатель-юморист Амброуз Барс.

Как избавиться от этого синдрома когнитивного сужения? Или, если использовать другой термин, функциональной ограниченности.

Мы рекомендуем сохранять и развивать озадаченность и любознательность. 
Три главных принципа борьбы с ловушкой опыта и поддержания озадаченности:
• «Мне не всё понятно»,
• «Всё сложнее, чем кажется»,
• «Прошлый опыт не объясняет текущую ситуацию».
Используя эти принципы осознанно, можно остановить сужение коридора мышления и начать его расширять. А там уже и до нестандартных решений рукой подать!

Это рекомендуем мы. Методологически, так сказать. А автор статьи предлагает следующее:

УСОМНИТЕСЬ В СВОЕМ ОПЫТЕ: например, регулярно пересматривайте свои гипотезы (здесь нам поможет «Правило трёх гипотез»);
ИЩИТЕ НОВЫЕ ИДЕИ: например, ищите талантливых специалистов повсюду. Зачастую причиной творческого и интеллектуального застоя становится естественное желание окружить себя единомышленниками — теми, кто думает так же, как мы (а это подпитывает когнитивное искажение «Склонность к подтверждению»);
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ: например, чаще ставьте перед собой творческие задачи, приучите себя пробовать новое, соглашайтесь на непривычные и необычные проекты и относитесь к ним как к научным опытам. Разрешите себе отходить от привычных правил и испытывать новые способы решения задач.

Ну и в завершение – семь признаков ловушки опыта:
1. Вы не знакомы с новыми технологиями и подходами, возникающими в вашей отрасли.
2. Когда вас просят объяснить, почему вы или ваша компания работаете именно так, вы отвечаете: «У нас так принято».
3. Принимая решения, вы больше стараетесь избежать рисков, чем использовать возможности.
4. Вы замечаете, что коллеги общаются по работе не так, как вы привыкли: через Slack и мессенджеры вместо почты и по смартфону вместо компьютера.
5. Вы пытаетесь решать новые проблемы старыми методами.
6. Вместо предложения принципиально новых идей вы пробуете отточить старые.
7. Из вашей команды молодежь уходит чаще, чем из других команд.

Остерегайтесь ловушек, друзья, сохраняйте озадаченность и любознательность!

Ссылка на статью: https://hbr-russia.ru/…/professionalnyy-i-lichnostny…/803149