Компетенции будущего: взаимодействие, мышление и обучаемость

Сводный анализ всех доступных на сегодняшний день наборов предполагаемых компетенций будущего.

Многие аналитики, консультанты, менеджеры в своих статьях и выступлениях приводят разные модели компетенций будущего, основанные… не всегда понятно на чём: то на прогнозе футурологов, то на опросе мнений экспертов. Мы тоже в своих выступлениях приводим разные варианты и пытаемся выстроить, отталкиваясь от этих моделей, новые концепции обучения. И это обучение нужно начинать уже сейчас.

Существует несколько моделей компетенций. В чём-то они совпадают, в чём-то нет, и авторы статьи, наши коллеги из сферы консалтинга, попытались выделить основные группы, виды компетенций, наиболее часто встречающиеся во всех наборах. Т.е. выявить главное, на что стоит обратить внимание.

Информации в статье много, поэтому тезисно изложу здесь описание первых трех групп компетенций:
– На первом месте компетенции, связанные с умением взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми. Внутри этой группы есть тактические, «навыковые» компетенции, например, умение писать деловые письма или выступать публично (16% компетенций этой категории). А также более фундаментальные качества личности: желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия, клиентоориентированность (74% компетенций).

Стоит заметить, что само мышление человека развивается и поддерживается именно через взаимодействие с другими людьми. Так мозг учится решать сложные задачи, начиная от выявления закономерностей во взаимодействии с другими и заканчивая любыми абстрактными объектами в пространстве мышления.

– На втором месте – мышление и решение проблем (второй по величине кластер, он объединяет 15 компетенций).
Здесь самая большая категория (30% компетенций) — критическое мышление, то есть умение корректно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать.

По прогнозам аналитиков в будущем искусственный интеллект заменит (или им попытаются заменить) людей во всех функциях, которые базируются на алгоритмическом принятии решений. Не заменят функциональность, которая требует мышления как инструмента решения задач новым, ранее не использовавшимся способом. В тех случаях, где непосредственное достижение цели невозможно. Так что опасность потерять работу гораздо меньше у тех людей, кто может мыслить и создавать новое. Плохие новости для работающих по сложившимся алгоритмам.

– На третьем месте – обучаемость, любознательность, открытость новому.

Любознательность является основой для мышления как инструмента по решению новых задач, поэтому она может легко присутствовать и во второй группе. Ну а там, где есть любознательность, там есть и желание учиться, открывать и пробовать новое.

Резюмируя, можно сделать вывод, что в будущем наибольшие шансы на успех есть у тех людей, которые будут владеть мышлением, способностью договариваться и взаимодействовать с другими, а также обладать любознательностью и желанием учиться.

https://hbr-russia.ru/…/professionalnyy-i-lichnostny…/p26131

Автор: Дмитрий Иванов