Развиваем интеллект организации

Разработка модели компетенций

Компании, применяющие Модель Компетенций в течение всего жизненного цикла сотрудника, в 5 раз чаще достигают уровня развития Best-in-class, т.е. самая эффективная компания в своем классе.
(Abeerden Group, 2010)

Модель Компетенций – список ключевых компетенций, необходимых сотрудникам для успешного достижения целей компаний. Описание компетенций содержит детальные поведенческие индикаторы и распределение по шкалам (уровням).

Различают корпоративные, управленческие и профессиональные компетенции.

  • Корпоративные компетенции – являются логичным продолжением ценностей компании, задают корпоративные стандарты и распространяются на всех сотрудников.
    Так, в ОАО «РЖД» существует модель «5К + Л»: Клиентоориентированность, Компетентность, Корпоративность и ответственность, Качество и безопасность, Креативность и инновационность + Лидерство.
  • Управленческие компетенции – необходимы для успешной реализации менеджерских задач. Сюда относятся такие компетенции как: Управление командой, Организация исполнения, Стратегическое мышление и т.д.
  • Профессиональные компетенции – специфические знания, умения, навыки, необходимые для выполнения конкретной функции. Например, менеджер по продажам должен быть нацеленным на результат, обладать коммерческим мышлением и высокой степенью стрессоустойчивости.

Для того, чтобы модель компетенций была органичной для компании, мы рекомендуем не брать готовые модели, а инвестировать усилия и ресурсы в создание собственной модели, которая бы максимальным образом соответствовала целям, ценностям и культуре вашей организации.

transoyl_small
Пример из практики – проект по разработке модели компетенций для компании «Трансойл»

Компания «Трансойл» основана в 2003 году в Санкт-Петербурге. За это время Трансойл прошел впечатляющий путь от новичка, предоставляющего услуги транспортировки нефтеналивных грузов до лидера в сфере транспортно-логистического обслуживания крупнейших компаний нефтехимического комплекса России.

Трансойл видит свою миссию в том, чтобы быть в авангарде транспортно-логистических решений, максимально удовлетворяя потребности клиентов, способствовать развитию рынка транспортных услуг и реформированию транспортной отрасли. Но невозможно быть первыми, не уделяя достаточного внимания кадровым вопросам.

В 2013 году стало понятно, что следующий шаг в развитии системы управления персоналом это создание корпоративной модели компетенций.

С помощью модели компетенций руководство планировало достичь следующих целей:

  • Усовершенствовать систему подбора персонала.
  • Повысить эффективность системы обучения и развития.
  • Удержать лучших сотрудников и сформировать кадровый резерв.
  • Сделать более прозрачными критерии принятия кадровых решений.
  • Усилить корпоративную культуру через трансляцию стандартов и ценностей.

Партнером в достижении этой цели стала компания БизнесЛинк Тренинг, с которой Трансойл активно сотрудничал в сфере обучения управленческого звена.

Перед командой БизнесЛинка была поставлена задача разработать модель компетенций, включающую корпоративные компетенции и два уровня управленческих компетенций.

Проект реализовался в четыре этапа:

  1. Подготовка:
  • Утверждение целей создания КМК, сфер её применения
  • Формирование проектной команды с участием сотрудников компании
  • Выбор инструментов и методов
  • Составление плана работы
  1. Анализ работ:
  • Определение требований к знаниям, навыкам и умениям сотрудников
  • Проведение интервью, работа с отраслевыми документами
  • Анализ рабочих документов, ДИ, Положений
  1. Проектирование структуры МК и конкретных компетенций
    Формулировка компетенций и описание степени выраженности через поведенческие индикаторы
  1. Проверка валидности МК
  • Получение обратной связи от сотрудников о едином и разделенном понимании языка формулировок и поведенческих индикаторов МК
  • Разделенное понимание руководителями использования МК как управленческого инструмента
  • Проверка КМК на соответствие бизнес-целям и корпоративной культуре компании
  • Проведение пилотного оценочного проекта или экспресс-оценки
  • Корректировка изменений, исключение неточностей

В процессе разработки модели компетенций экспертами БизнесЛинка использовался комплекс методик, в частности — метод критических инцидентов, метод прямых атрибутов, иерархический анализ задач.

Продолжительность проекта составила около 6 месяцев.

Результат: в настоящее время разработанная модель компетенций является основой для ежегодной оценки сотрудников.