Онлайн-обучение набирает все больше оборотов, но давайте разберемся, для каких навыков оно оказывается наиболее полезным и при каких обстоятельствах.

Разделим результаты наших наблюдений и опыта коллег-разработчиков на три зоны: зеленую, желтую и красную.

«Зеленая зона» — более 90% полезности —
1. Курсы по ПО (особенно при наличии наставника!)
2. Курсы — инструктажи
3. Курсы по процессам
— здесь все понятно, есть четкое информационное поле, которым человек должен овладеть, а знания легко конвертируются в навыки с помощью упражнений разной степени сложности.

«Желтая зона» — от 40% до 90% — курсы по продуктам
— эффективность тем выше, чем реже обновляются продукты или информация по ним.
Если обновления регулярны, рациональнее сделать удобный для быстрого поиска информации сайт и работать с ним.

«Красная зона» — менее 40% — курсы по soft skills
— практика показывает, что там, где задействованы психологические аспекты, без традиционного тренинга не обойтись.

В контексте оптимизации обучения, хорошим решением для soft skills может стать формат, совмещающий в себе дистанционное и традиционное обучение.

Например, в тренинге по презентациям теоретическую часть можно вынести на самостоятельное обучение в удобное для сотрудника время с помощью электронного курса (по аналогии с тем, что разработан в нашей компании), а практическую часть провести в рамках одного аудиторного дня.

Если в эту схему добавить задание, выполнение которого является «пропуском» на тренинг, мы снижаем риск неподготовленности участников, и при этом экономятся время и деньги.