Как проводить фактчекинг

«Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой, а лжец может нести что угодно». Роберт Шекли

Почему фейки так быстро разлетаются по соцсетям?

Во-первых, они изумляют, раздражают, вызывают сочувствие. Не оставляют читателя равнодушным. А люди любят делиться тем, что вызвало у них эмоциональный отклик. Например, фото лебедей в Венеции в пандемию – ну красота же!

Во-вторых, фейки подают ложные сведения как уникальную и ценную информацию, репост которой сделает вас более эрудированным, продвинутым в глазах друзей и подписчиков. Так обычно распространяются ошеломительные «факты», связанные с медициной, историей, политикой. Чеснок и имбирь – лучшая профилактика от ковида!

Отличить факты от фейков не всегда возможно, однако можем дать несколько рекомендаций по фактчекингу:

  1. Проверьте изображение. Часто именно эмоционально заряженные иллюстрации вызывают желание поделиться публикацией или сделать репост, и этим пользуются создатели фейков. Для поиска по картинке вам понадобится ссылка на фото или само фото. Загрузите, изучите результаты выдачи. Есть ли упоминания, которые выбиваются из общего ряда? В каких контекстах и когда публиковалось это фото, на каких сайтах? Инструменты для поиска: Яндекс.Картинки, Google Картинки, TinEye.
    Некоторые сервисы позволяют выявлять отредактированные элементы изображения, ретушь, монтаж: Forensically, Image Edited, Ghiro. Они определяют, были ли внесены изменения в снимок и какие именно. Например, не добавили ли на фото летающую тарелку, призрака или что-то ещё. Для анализа видео есть такие сервисы как Deepware, который способен обнаруживать дипфейки, искажения и наложения в видеороликах.
  2. Если в тексте приводятся результаты исследований, найдите в поисковой системе Академии Google или PubMed научные статьи, где эти исследования описываются. Посмотрите, что изучали, на ком изучали, что обнаружили. Совпадает ли это с той интерпретацией, которую даёт автор текста.
  3. Изучите цитируемых экспертов. Посмотрите, входит ли тема, по которой человек даёт комментарий, в область его научной или профессиональной экспертизы. (Например, если распространение коронавируса объясняет врач, убедитесь, что этот врач – инфекционист или эпидемиолог, а не стоматолог). Яндекс, Google и социальные сети вам в помощь.
  4. Оцените достоверность фактов с помощью поисковых запросов (например, действительно ли в тексте закона говорится об этом, или это вольная интерпретация, актуальная ли статистика приведена и т.п.). Можете обратиться за помощью к специальным сервисам фактчекинга: FAKECHECK, Проверено, Snopes, Telegram-канал «Злая Проверочная»
  5. Прочитайте книги по теме:Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ!», Борислав Козловский «Максимальный репост». Для более глубокого погружения: Дэниел Левитин «Путеводитель по лжи», Том Чатфилд «Критическое мышление», Аннемари Бон и Венди Пандерс «Фейк. Всё, что надо знать о пропаганде, фальшивых новостях и теориях заговора», Ханс Рослинг «Фактологичность. Десять причин наших заблуждений о мире – и почему всё не так плохо, как кажется».