Как работать с источниками информации

Чтобы активно, осознанно потреблять информацию, важно уметь работать с источниками.

Какими они бывают?

1. Первичные

Адресуют непосредственно к изучаемому месту, времени или явлению. В зависимости от контекста они могут включать исходные экспериментальные данные, исторические документы, показания свидетелей, видео- или аудиоресурсы, фотографии.

2. Вторичные

Это сторонние статьи, аналитические обзоры, прочие работы по теме. Если вы пользуетесь вторичными источниками вместо непосредственного изучения данных, то обращаетесь, например, к статье или книге, фильму или подкасту, сайту или краткому изложению и интерпретации данных.

В качестве вторичных нужно стараться использовать источники, авторы которых или СМИ, в которых они опубликованы, имеют хорошую репутацию, предлагают актуальную информацию и объективный анализ.

Сравните две новости:

«Банк «Суперкоммерц» сообщил о повышении ставки по вкладам»

«Аналитическое бюро «Скептик и партнёры» назвало тактику банка «Суперкоммерц» снижающей его привлекательность для розничных клиентов»

Какой из источников первичен, а какой вторичен?

В первом мы узнаём о факте повышения ставки от первоисточника, во втором читаем интерпретацию этого факта, предоставленную аналитическим бюро. Степень доверия ко вторичному источнику может быть различной, однако важно иметь в виду, что при передаче информации не напрямую всегда есть риск получить «испорченный телефон».

По каким критериям оценивать источники?

1. Авторитетность

Авторитетным является источник, который можно с большой долей уверенности считать компетентным. Обычно им является признанный эксперт, уважаемое издательство или информационное агентство.

Изучите цитируемых экспертов. Входит ли тема, по которой человек даёт комментарий, в область его научной или профессиональной экспертизы. И даже если принципы лечения от коронавируса объясняет врач, убедитесь, что этот врач – инфекционист, а не стоматолог.

2. Объективность (непредвзятость)

Чем более объективен источник, тем сильнее выражено намерение автора не продвигать одно мнение в ущерб остальным, а подкреплять свою позицию корректными аргументами и фактами.

3. Репутация

Источники с хорошей репутацией – это источники, не замеченные ранее в использовании непроверенных данных или информации, привлекающие для выражения позиции компетентных авторов или специалистов.

Общие рекомендации по выбору источников:

  • Интернет предпочтительнее радио и телевидения
  • Подборки рассылок от новостных сайтов предпочтительнее чтения самих сайтов
  • Целевой поиск информации, исходя из репутации источников, их объективности, релевантности и авторитетности
  • При принятии решения или планировании действий используйте информацию как минимум из двух не зависимых друг от друга, в достаточной степени авторитетных и объективных источников с хорошей репутацией.

Эксперт в области цифровых технологий Майк Колфилд предложил алгоритм оценки онлайн-информации, который он назвал SIFT:

S – Stop – Остановитесь, не спешите репостить информацию сразу, как только вы её прочитали.

I – Investigate the source – Изучите источник.

F – Find better coverage – Посмотрите, как эта же новость освещается в других СМИ.

T – Trace claims, quotes and media to the original context – Найдите первичный источник: в каком контексте изначально были употреблены приведенные в тексте утверждения и цитаты, где, когда и с какими комментариями был впервые опубликован медиаконтент (фото, видео).

В следующий раз поговорим о фактчекинге и о сервисах, которые можно использовать для проверки информации.