Как мы потребляем информацию и как это делать более эффективно?

В книге «Рассеянный ум» Ларри Розен и Адам Газзали отмечают, что мозг современного человека, погружённого в перенасыщенную информационную среду, перестраивает нейронные сети, ответственные ранее за поиск пищи, на поиск информации. Для мозга информация становится «едой», и этот голод неутолим: мозг не желудок, его нельзя «наполнить». А «несварение» проявляется в виде информационной перегрузки.

Как и в случае с пищевым поведением, важно задавать себе вопрос «зачем?»: зачем мне эта информация? Она улучшает моё состояние? Помогает решать задачи и проблемы? Помогает достижению целей? Способствует реализации интересов? Или она нужна мне, чтобы «просто быть в курсе»?

Целевая инфовооружённость — это поиск, отбор и сохранение (запоминание) информации, помогающей нам в эффективном достижении целей.

Если мы рассматриваем информацию как средство, как ресурс, который мы используем для выполнения задач, достижения целей и реализации смыслов, то мы активно подбираем необходимую нам информацию, которая призвана повышать качество жизни и нашу устойчивость. Ключевое слово — «активно».

Некоторые любят, когда телевизор включён фоном, особенно это характерно для старших родственников. Это пример пассивного потребления информации, когда мозг, как губка, впитывает всё подряд, без критического восприятия увиденного и услышанного. Конечно, если цель — расслабиться, а фоном вы смотрите передачу о путешествии по Амазонке — это одно. А если смотрите новости, в поиске и отборе которых никак не участвуете, чтобы разобраться в ситуации — это совсем другое. К пассивному потреблению относятся и вынужденные обсуждения тем, которые вас злят, расстраивают и угнетают. Их нужно по возможности минимизировать.

Думсёрфинг, о котором мы рассказывали в предыдущем посте, — пример реактивного потребления. Мы боимся пропустить что-то важное и значимое, читаем всё, что можем найти по острой для нас теме. Новая информация вызывает выброс дофамина и вызывает усиление тревожности. Чтобы немного успокоиться, мы продолжаем просматривать соцсети и новостные сайты — и попадаем в порочный круг. Эффективному достижению такое поведение не способствует.

Как начать потреблять информацию активно?

✅ Для начала минимизировать пассивное и реактивное потребление: если вам нужен звуковой фон, то слушать музыку или передачи, которые вы осознанно для этого выбрали. А также не увлекаться думскроллингом, компульсивным интернет-сёрфингом — в этом помогут психологические практики (например, «заземление» через дыхание и физические упражнения, управление вниманием).

✅ Перейти на осознанное потребление: подумать о том, какую информацию
вы потребляете, когда, в каком объёме,
как она влияет на состояние, какова доля полезного контента.

✅ Провести ревизию источников информации: что это за источники, насколько они качественные?

В следующий раз мы более подробно поговорим о работе с источниками: их виды, критерии оценки, общие рекомендации.