О смысле

Когда нас спрашивают про нематериальную мотивацию, мы в первую очередь говорим о смыслополагании.

Что сотрудники получают от работы, кроме денег и разных «плюшек»?

В 2008 году Дэн Ариэли с коллегами провели любопытный эксперимент.

Добровольцев разделили на две группы и предложили им собирать роботов-биониклов из конструктора Лего. За первую собранную модель участникам обеих групп платили 2 доллара, за вторую 1,89 доллара, и так далее, каждый раз на 11 центов меньше. Условия оплаты были одинаковыми. Отличие было только в том, как проходила сборка.

Первая группа работала в осмысленных условиях: как только участник собирал бионикла, он ставил фигурку на стол и говорил, согласен ли продолжать. Если да, ему выдавали следующий набор деталей. Плоды трудов постепенно выстраивались в ряд.

Второй группе экспериментаторы организовали «сизифов труд»: после сборки модели и перехода к следующей испытуемый видел, как его бионикла разбирают на детали – чтобы позже выдать ему этот же набор.

Как думаете, кто работал продуктивнее?

Участники «осмысленной» группы собрали значительно больше биониклов, чем участники «сизифовой».

Авторы отмечают два аспекта наполненной смыслом деятельности:

а) признание/видимые результаты – кто-то признаёт, что работа завершена, можно увидеть её итоги;

б) целесообразность/значимость – есть представление о том, какова цель работы и как она соотносится с более глобальными целями.

И если первому помогают ретроспективные обсуждения, презентации по итогам проектов, отчёты и т.п., то второе – это задача со звёздочкой, потому что важна не сама по себе цель, а её значение для человека. Чувствует ли сотрудник причастность к чему-то большему, чему-то важному, когда движется в направлении этой цели? Или его интересует только выполнение KPI?

Умение создавать смыслы – одна из ключевых компетенций руководителя.