«Проклятие знания»

«Это же очевидно!»

Участник тренинга, знакомый с инструментом SMART, недоумевает, что есть те, кто о нём не слышал.

Ваш коллега HR (или юрист, или экономист, подставьте нужное), который публикует всем известные вещи, у вас на глазах становится блогером с многотысячной аудиторией. Неужели кто-то ещё не знает того, о чём он рассказывает?!

Что общего у двух этих ситуаций?
Есть такое когнитивное искажение —«проклятие знания».

Оно заключается в том, что более информированным людям сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей. Под воздействием такого искажения человек перестаёт заботиться о понятности своей речи. Он попросту не помнит, каково это — не знать того, что уже знает, и ему кажется, что все по умолчанию обладают той же информацией. Термин был предложен психологом Робином Хогартом.

В 1990 году Элизабет Ньютон из Стэнфорда провела эксперимент: одна группа участников должна была выстукивать пальцами по столу популярные мелодии, а другая — их угадывать. «Барабанщиков» предварительно попросили оценить, сколько композиций слушатели смогут отгадать — и большинство из них промахнулись в своих прогнозах. Вместо «как минимум 50%» смогли опознать лишь 2,5% песен!

Знающие мелодию уверены, что другие просто обязаны ее угадать. А другие вместо этого слышат что-то малопонятное. То же самое часто срабатывает во время игры в «крокодила», когда изображающий думает, что понятнее уже некуда, а остальные пожимают плечами.

«Проклятие знания» может настигнуть где угодно, и на работе в том числе, обрекая на непонимание или неверную оценку важности информации.

Чтобы избежать этой ловушки, рекомендуем развивать критическое мышление — оно подразумевает критическое отношение и к самому себе, к своим знаниям и убеждениям.

Действительно ли очевидное для вас очевидно для всех, а общеизвестное всем известно?