Памятка по фактчекингу в соцсетях

«Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой, а лжец может нести что угодно». Роберт Шекли

Почему фейки так быстро разлетаются по соцсетям?

Во-первых, они изумляют, раздражают, вызывают сочувствие. Не оставляют читателя равнодушным. А люди любят делиться тем, что вызвало у них эмоциональный отклик. Например, фото лебедей в Венеции в пандемию – ну красота же!

Во-вторых, фейки подают ложные сведения как уникальную и ценную информацию, репост которой сделает вас более эрудированным, продвинутым в глазах друзей и подписчиков. Так обычно распространяются ошеломительные «факты», связанные с медициной, историей, политикой. Чеснок и имбирь – лучшая профилактика от ковида!

Чтобы отличать факты от фейков было проще, мы разработали памятку по фактчекингу в социальных сетях – скачивайте по ссылке.

Здесь расскажем чуть подробнее:

1. Проверьте изображение. Часто именно эмоционально заряженные иллюстрации вызывают желание поделиться публикацией или сделать репост, и этим пользуются создатели фейков. Для поиска по картинке вам понадобится ссылка на фото или само фото. Загрузите, изучите результаты выдачи. Есть ли упоминания, которые выбиваются из общего ряда? В каких контекстах и когда публиковалось это фото, на каких сайтах? Инструменты для поиска: Яндекс.Картинки, Google Картинки, TinEye.

2. Сравните подачу одной и той же новости в нескольких источниках. Информация может освещаться под разными углами. Понятно, что крупный и известный портал вызывает больше доверия, чем паблик, о котором вы до этого ни разу не слышали и чья лента состоит сплошь из скандалов, интриг и расследований.

3. Если в тексте приводятся результаты исследований, найдите в поисковой системе Академии Google или PubMed научные статьи, где эти исследования описываются. Посмотрите, что изучали, на ком изучали, что обнаружили. Совпадает ли это с той интерпретацией, которую даёт автор текста.

4. Изучите цитируемых экспертов. Посмотрите, входит ли тема, по которой человек даёт комментарий, в область его научной или профессиональной экспертизы. (Например, если распространение коронавируса объясняет врач, убедитесь, что этот врач – инфекционист или эпидемиолог, а не стоматолог). Яндекс, Google и социальные сети вам в помощь.

5. Оцените достоверность фактов с помощью поисковых запросов (например, действительно ли в тексте закона говорится об этом, или это вольная интерпретация, актуальная ли статистика приведена и т.п.). Можете обратиться за помощью к специальным сервисам фактчекинга: FAKECHECK, Проверено, Snopes, Telegram-канал «Злая Проверочная»

6. Прочитайте книги по теме: Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ!», Борислав Козловский «Максимальный репост». Для более глубокого погружения: Дэниел Левитин «Путеводитель по лжи», Том Чатфилд «Критическое мышление».