Встречайте новую рубрику: задачник БЛТ.
Периодически мы будем публиковать задачи, которые демонстрируют практическую пользу от применения мыслительных навыков – как для работы, так и для жизни в целом. Помимо самого задания «на подумать», мы предложим и его разбор.
Вот первый пример. Задумаетесь ли вы над этой новостью, если встретите её в интернете?
«Интернациональная группа учёных в Гималайских горах обнаружила черепа, похожие на черепа инопланетян».
Какие скрытые утверждения вы видите?
(Скрытые утверждения – это те утверждения, которые не озвучиваются автором, но подразумеваются. Их выявление относится к навыку критического мышления «Анализ и оценка информации»).
В нашем тексте можно идентифицировать целых 4 скрытых утверждения:
1. что инопланетяне существуют,
2. что они бывали на Земле,
3. что у них есть черепа,
4. что ученые знают, как эти черепа выглядят.
Сразу возникает много вопросов к этим «фактам», которые включены в новость «по умолчанию», не правда ли?
Помимо СМИ, подобные скрытые утверждения могут встретиться вам в любых коммуникациях: как рабочих (презентации, отчёты, совещания), так и личных.
Что делать, если вы обнаружили скрытое утверждение в речи собеседника?
Если автор такого сообщения ведет с вами дискуссию, то задайте ему уточняющие вопросы типа:
«Правильно ли я понял(а), что эти суждения вы решили пропустить в своем рассуждении?»
«Правильно ли я понял(а), что вы подразумеваете, что ______?»
Не бойтесь прослыть занудой и помогите автору вернуть в его речь стройность и логичность.