«А можно нам ваш тренинг по критическому мышлению, но чтоб упражнения были из GMAT?» — интересуется клиент в процессе обсуждения программы.

А ведь действительно, часть заданий в тесте GMAT направлены на оценку критического мышления (умения анализировать и ставить под сомнение поступающую информацию, формулировать обоснованные выводы и давать собственную оценку происходящему).

С GMAT я встречалась много лет назад, во время обучения в Высшей школе менеджмента. Но с критическим мышлением он в моём сознании как-то не пересекался.

Несколько вечеров потратила на изучение того, как навыки КМ оцениваются в GMAT, параллельно реанимируя свой английский. Возможно, для кого-то это окажется актуальным или просто интересным, поэтому публикую сей пост.

Несколько слов о том, что такое GMAT.

GMAT (Graduate Management Admission Test) — стандартизированный тест, который помогает оценить аналитические способности абитуриента, поступающего на программы магистратуры, MBA, PhD. GMAT используется наиболее уважаемыми школами бизнеса по всему миру как один из критериев отбора. Тест проводится исключительно на английском языке.

Что касается критического мышления в GMAT. В прилагаемой таблице отражена структура заданий теста, красным я выделила те блоки, которые непосредственно относятся к навыкам критического мышления. Подраздел Critical reasoning (большинство источников переводят его как «критическое мышление») измеряет способность строить и оценивать аргументы, делать умозаключения, формулировать планы действий, понимая их последствия.

Пример:

Творческий успех актера напрямую зависит от того, насколько хорошо актер развил свое мастерство. Демонстрацией этого послужила обнаруженная положительная взаимосвязь между количеством занятий, взятых актером, и количеством постановок, в которых актер появлялся за последние два года. Каждое из следующих утверждений, если оно верно, ставит под сомнение доводы автора о творческом успехе актеров, КРОМЕ:

A. Цифры о количестве взятых занятий были основаны исключительно на информации, предоставленной актерами.

B. О творческом успехе актера нельзя судить исключительно по недавним достижениям.

C. Большинству успешных актеров не количество, а качество занятий помогло развить их мастерство.

D. Нет никакой связи между количеством постановок, в которых сыграл актер, и истинным творческим успехом.

E. У самых успешных актеров было лишь небольшое количество интенсивных занятий.

Раздел Analitical Writing Assessment (Оценка аналитического текста) оценивает способность исследовать приведённые аргументы.

Пример:

В разделе мнений национального новостного журнала появилась такая заметка: «Чтобы обратить вспять ухудшение работы почтовой службы, правительству следует поднять цены на почтовые марки. Это решение, несомненно, окажется эффективным, поскольку повышение цен приведет к увеличению прибыли, а также уменьшит количество почтовых отправлений, тем самым снижая нагрузку на существующую систему и способствуя улучшению морального состояния сотрудников».

Необходимо в форме рассуждения представить оценку приведённых аргументов.

Задания сами по себе непростые, время на их выполнение ограничено. Добавьте ещё неродной язык…

В общем, кто хочет на выходных попрактиковаться в критическом мышлении и английском – в интернете эти задачки найти несложно))

Автор: Людмила Гаврилова