Как образовательная система делает из детей «овечек»

Как образовательная система делает из детей «овечек»

Способность критически мыслить и находить нестандартные решения – must-have будущего. Ещё в 2009 году, в книге Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us Дэниел Пинк объяснил, почему в XXI веке это будет важно. Задачи, которые можно выполнять по инструкции, компьютеризируют и передадут роботам. Людям останутся «эвристические» задачи — те, для которых нет заранее известного алгоритма и надо применить оригинальный подход, чтобы изобрести решение.

И вроде бы все понимают, что повальная автоматизация неизбежна, что нужно развивать критическое мышление, если хочешь быть полезным и незаменимым сотрудником. Тем более удивительно, насколько система школьного и высшего образования (да и дополнительного зачастую тоже), в этом плане отстаёт.

Американские исследования по оценке образовательного уровня учащихся, которые проводятся с 2006 года, показывают, что школьникам всё сложнее анализировать информацию: как художественные и научно-популярные тексты, так и новости.

Уильям Дересевич, литературный критик и эссеист, преподающий в Йельском университете, в своей книге Excellent Sheep пишет, что многие молодые люди — как овечки, прыгающие через кольца, которые родители, система образования и общество поднимают все выше. В конце концов они добиваются высоких оценок и хороших баллов и перед ними открываются двери элитных колледжей и самых престижных профессий, но, как утверждает Дересевич, их разум закрыт. Их не учили бороться в условиях неопределенности, отделять правду от неправды в предметах, которые они вызубрили. Они делают то, что, по их мнению, должны делать, и не дают себе труда задуматься, на самом ли деле этого хотят, а если да, то почему. Виновата в этом «учеба ради экзамена» и воспитание либо авторитарными, либо чересчур потакающими/разрешающими родителями, а также общественная и культурная среда, в которой достижения и свершения ценятся больше, чем мышление и учеба.

Важный момент: научить мыслить критически может только тот, кто сам умеет критически мыслить. Поэтому начинать нужно с себя.

Больше информации для размышлений – в статье «Готовый интеллектуальный корм: как родители и школа мешают детям стать взрослыми и мыслить критически» на сайте T&P.