Путеводитель по лжи

«Проблемы вам создаёт не то, чего вы не знаете, а скорее то, в чем вы абсолютно уверены, тогда как на самом деле заблуждаетесь» (Марк Твен).

Сегодня в нашей рубрике «Библиотека БЛТ» – книга Дэниела Левитина «Путеводитель по лжи» .

В эпоху фейковых новостей и сфабрикованных доказательств важно знать, на что обращать внимание, чтобы выявить ложь.

На прошлой неделе СМИ опубликовали историю, которая кажется невероятной: 35-летняя Мина Чанг в апреле этого года была принята на работу в Госдепартамент США на основании внушительного резюме, которое оказалось фальшивым. Мина не оканчивала бизнес-школу Гарварда, а в перечисленных организациях она либо не работала, либо занималась проектами совсем другого масштаба. Немалую роль для оффера сыграл и тот факт, что во время видеоинтервью девушка продемонстрировала журнал TIME со своим портретом на обложке. Обложка тоже оказалась ненастоящей.
Тайное стало явным, когда Мину Чанг предложили назначить в Агентство по международному развитию США, где она отвечала бы за бюджет в миллиард долларов. Такие назначения проходят через конгресс, который и начал проверять информацию об образовании и опыте работы, указанных в резюме чиновницы.

Псевдофакты и искажения данных – совсем не редкость, просто мы редко обращаем на них внимание.

В своей книге нейробиолог Дэниел Левитин разбирает различные виды лжи и даёт инструменты критического мышления для обработки входящей информации.
«Путеводитель по лжи» состоит из трёх частей: «Оценка цифр», «Оценка слов» и «Оценка мира». В каждой части перечисляются уловки и махинации с фактами, многие из которых регулярно можно встретить в новостных сообщениях и рекламе.
Например, интерпретация и фрейминг.

«Все вы наверняка слышали фразы типа «Четверо стоматологов из пяти рекомендуют зубную пасту Colgate». И это правда. Рекламное агенство, стоящее за этим существующим на протяжении многих лет слоганом, хочет донести до вас мысль, что стоматологи предпочитают Colgate всем другим брендам. Но это не так. Комитет рекламных стандартов Великобритании изучил утверждение слогана и счел его нечестным. Выяснилось, что в ходе опроса стоматологи могли рекомендовать более одной зубной пасты. И, как оказалось, самого крупного конкурента Colgate рекомендовали почти так же часто».
Кроме того, манипуляция фреймами дает возможность поверить в то, чего на самом деле нет. Если сеть кабельного телевидения «доступна в 100 миллионах домов» это не значит, что 100 миллионов людей её смотрят. Её может вообще никто не смотреть. Это всё игра слов и продуманная подача информации.

Если вы хотите научиться определять, что из прочитанного и увиденного правда, а что, скорее всего, нет – рекомендуем «Путеводитель по лжи».

Критическое мышление в эпоху постправды – это «красная таблетка» из «Матрицы». Внимание к реальности и выявление недостоверных фактов вместо пребывания в иллюзиях и блаженного неведения.

Гарантируем, что после прочтения ваше восприятие информационного пространства не будет прежним.