А при чём здесь жёлтый?

А при чём здесь жёлтый?

Человек, осознанно развивающий критическое мышление, старается избегать непроверенных источников информации, а в сомнительных случаях не ленится и проверяет факты (проводит фактчекинг).

Но давайте посмотрим правде в глаза: совсем оградиться от так называемой «желтой прессы» в современном обществе – к сожалению, задача не из простых.
Как повысить свою эффективность потребления информации мы рассказываем на тренингах, сейчас же поинтересуемся тем, как возникло само понятие. В конце концов, врага надо знать в лицо.

Итак, почему же издания, которые поднимаются на волне хайпа, называют «жёлтыми»?
Существует несколько версий.
Одна из них отсылает к противостоянию двух влиятельных медиаперсон конца XIX века. 
В 1896 году главный редактор издания «New York World» Джозеф Пулитцер – основатель престижной премии в области журналистики и страстный любитель сенсаций – впервые в истории опубликовал в своей газете комикс. Серия картинок повествовала о бедном пареньке из нью-йоркских трущоб и затрагивала злободневные темы. Чтобы герой выделялся на фоне скучных чёрно-белых страниц, автор рисованной истории, художник Ричард Фелтон Ауткот придумал раскрасить его одежду в ярко-жёлтый цвет.
Читателям понравился такой ход, тиражи газеты мгновенно выросли до миллиона экземпляров. Публика жаждала продолжения. 
Позавидовав успеху конкурента, владелец газеты «New York Journal» Уильям Рандолф Хёрст, переманил автора комиксов к себе, пообещав заоблачные гонорары.
Пулитцер не растерялся и нашёл другого художника, чтобы и дальше выпускать сюжеты о пареньке в жёлтом.
При этом каждая сторона пыталась отстоять своё право на публикацию популярных комиксов. 
Газеты не только продолжали наперегонки печатать забавные истории о герое в жёлтом, но еще и соревновались в оперативной подаче различного рода «горячих» (далеко не всегда правдивых) сенсаций. А также в нечистоплотных попытках выставить соперника с неприглядной стороны.
Об этом противостоянии в то время знали буквально все жители Нью-Йорка. И однажды редактор «New York Press» Эрвин Уордмэн в шутку назвал конкурирующие газеты «жёлтой прессой», припомнив Пулитцеру и Хёрсту героя комиксов, который их рассорил. Меткое выражение прижилось и впоследствии распространилось на все подобные издания.

Согласно другой, более прозаичной версии, в появлении термина «жёлтая пресса» виновата всего лишь низкосортная желтоватая бумага, на которой печатались дешёвые газеты.

Какая из них более правдива, мы не знаем. Бывает и так, что одно и то же понятие возникает разными, параллельными путями.

Зато мы знаем, что важно изучать разные точки зрения и помнить, что их может быть много.
А также – обращаться к надежным каналам, выбирать качественный контент, критически оценивать сомнительные инфоповоды.

Кстати, знаете, при чём здесь жёлтый?
Интересный факт: как раз в те годы, когда появился первый комикс про паренька в жёлтом, Эдвард Титченер, основатель структурной психологии, назвал три стимула, на которые невозможно не обратить внимание: громкий звук, запах мускуса и жёлтый цвет. Совпадение? Не думаем.

Если хотите управлять информационной эффективностью, остерегайтесь жёлтого 😊