Когнитивные искажения

Если бы мы всегда действовали осознанно – например, перед тем, как сделать шаг, думали бы о том, какой ногой мы будем этот шаг делать, куда наступить, с какой силой и под каким углом – мозгу пришлось бы испытывать колоссальные перегрузки. А наш организм устроен по принципу энергосбережения: предпочитает сохранять ресурсы для критических, необходимых для выживания задач. 
Поэтому очень многое мы делаем на автопилоте: готовим кофе, едем в метро по знакомому маршруту, подписываем документы…
Экономия работает и в когнитивной сфере – по умолчанию мышление и запоминание происходят автоматически. Мы часто говорим первое, что приходит на ум, и запоминаем только то, что кажется важным. Когда нам сообщают что-то, что не соответствует нашим представлениям, нам надо это «переварить» или «утрясти в голове», то есть перевести мыслительный процесс «в ручной режим» и приложить дополнительные усилия для переработки информации.
Чтобы мозг мог избежать лишних усилий, у него есть целый арсенал инструментов, которые облегчают его работу, – это когнитивные искажения.

Когнитивными искажениями называют ошибки, отклонения, шаблоны мышления, которые систематически возникают при определенных условиях. Термин ввели в 1972 году израильские психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски, отцы-основатели когнитивной науки.
Некоторые из когнитивных искажений вам наверняка знакомы. 
Например, фундаментальная ошибка атрибуции: свои успехи мы объясняем личными качествами и действиями, неудачи же приписываем внешним обстоятельствам, в случае с оценкой успехов и неудач других людей – наоборот. Или склонность к подтверждению своей точки зрения (предвзятость подтверждения): из потока информации мы неосознанно выуживаем только те факты, которые согласуются с нашим мнением.

Список искажений с конца XX века бурно разрастался, и сейчас самая подробная версия насчитывает уже 175 (!) пунктов. Блогер Бастер Бенсон объединил их в 4 группы – по проблемам, которые они помогают нам решать.

Проблема 1: Переизбыток информации
Чтобы справиться с информационными потопами, мозг фильтрует поступающие данные и оставляет только то, что нам может пригодиться в будущем (на основе прошлого опыта, сформированных убеждений или интереса к привлекательному, смешному, необычному).

Проблема 2: Сложность понимания
Чтобы познать окружающий мир, похожий на огромный пазл, мы берём за основу фрагменты, которые у нас есть, и додумываем остальное. Заполняем пустоты тем, что мы знаем, считаем, предполагаем. Это позволяет нам создать модель окружающего мира и действовать в соответствии с ней.

Проблема 3: Необходимость быстрой реакции
Чтобы выжить, мы должны быстро реагировать в ситуации неопределенности. Важны простые решения, легко достижимые результаты, знакомые пути, уверенность в своих силах. Времени нет, надо решать и делать!

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?
Информации во вселенной слишком много, а память имеет свои пределы. Поэтому нам всегда нужно прикидывать и прогнозировать, что будет выгоднее запомнить, а что забыть. Например, обобщения хранятся более компактно, чем отдельные примеры, поэтому приоритет отдаётся им. Когда есть много деталей и частностей, которые обобщить невозможно, мы выбираем ключевые признаки и запоминаем только их. Бенсон пишет: «Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга».

И хотя когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося мыслительного поведения и выполняют адаптивную роль в том числе и на нейрофизиологическом уровне (это было подтверждено экспериментально – в частности, для эффекта обратного действия), некоторые из искажений происходят «из отсутствия соответствующих навыков мышления».

Значит, есть задел для повышения эффективности решений. Главное – знать в каких ситуациях вспомнить про автопилот и вовремя отключить его.
А навыки мышления можно развивать, чем мы и занимаемся.