Ясные цели вместо умных: методика CLEAR

Ясные цели вместо умных: методика CLEAR

О SMART-постановке целей не слышал только ленивый: чтобы цель была достигнута, она должна быть Specific (конкретной), Measurable (измеримой), Attainable/Assignable (достижимой), Relevant/Realistic (актуальной) и Time-bound/Time-related (ограниченной во времени). Первым подробно расписал эту технику Джордж Доран в 1981 году, статья была опубликована в журнале Management Review. С тех пор ставить умные цели научились не только менеджеры, но и все люди, заинтересованные в том, чтобы повысить свою эффективность.

Адам Крик, американский бизнес-консультант, коуч и олимпийский чемпион по гребле, предложил усовершенствовать методику. Он заявил, что SMART не учитывает некоторые значимые факторы. Например, сотрудничество с другими людьми (а бизнес, как и спорт, строится на командной работе) и эмоциональную вовлеченность в достижение цели. Кроме того, мир изменчив, и жёстко зафиксированная цель в таких условиях может оказать медвежью услугу. Надо заметить, что подобные идеи высказывались и ранее – например, Чарльз Пратер писал о том, что SMART цели в рамках организаций эффективны для рутинной работы и усовершенствования уже существующей системы, но не годятся для прорывных инноваций.

Методика постановки целей, разработанная Адамом Криком, получила название CLEAR, т.е. цель должна быть «ясной»: Collaborative (совместной), Limited (ограниченной), Emotional (эмоциональной), Appreciable (пошаговой, разделяемой на подцели), Refineable (корректируемой, гибкой).

Ясные цели вместо умных: методика CLEAR

Что это значит?

Collaborative – Совместная

Цели должны учитывать социальный контекст, включать других людей, чтобы вы могли эффективнее выполнить поставленную задачу.

Эксперимент, проведенный Грегори Уолтоном и Приянкой Карр в Стэнфорде в 2014 году, показал, что участники, работавшие совместно, до 64% реже бросали выполнение задания, чем те, кто работал в одиночку.

По результатам исследования, ощущение себя частью команды повышает мотивацию браться за выполнение даже очень сложных задач. Это не удивительно: люди – социальные существа. Тем не менее, мало кто учитывает силу сообщества при постановке целей и формировании стратегических планов.

Спросите себя: С кем я буду двигаться к достижению цели? Кто со мной в команде? Кто нас поддерживает? Кто заказчики? Кто клиенты? Поддержкой кого из руководителей нужно заручиться? Кто из сотрудников, коллег сможет мне помочь? Рассмотрите всех, кто стоит на уровень выше, на уровень ниже, на одном уровне с вами. И самое главное – объясните себе, почему эти связи важны для достижения цели.

Limited – Ограниченная

Цель отличается от мечты тем, что она конкретна, измерима и привязана ко времени (вспомним SMART). Её достижение определяется заранее заданными объективными параметрами – количественными и качественными. И вам нужно эти параметры прописать.

Спросите себя: Когда я начну? Когда я остановлюсь? Какие есть пространственные и временные ограничения? Какие личные ограничения у меня есть? Насколько я реалистичен (реалистична)? Как я пойму, что цель достигнута? Сформулирована ли цель по принципам SMART? Есть ли что-то, чего я НЕ должен (НЕ должна) делать, чтобы достичь своей цели?

Emotional – Эмоциональная

Цель должна быть эмоционально значимой для вас и ваших сотрудников, должна «откликаться», чтобы наполнять вас энергией и страстью к самоотдаче для достижения результата.

Об этой идее можно подробнее узнать из книги Саймона Синека «Начните с «Зачем?» (“Start with Why?”; в русском переводе встречается вариант «Начните с вопроса «Почему?») или из видеозаписи одноименного выступления на TEDx.

Спросите себя: Действительно ли эта цель отвечает моим намерениям и ведёт к нужному результату? Удовлетворяет ли эта цель мои потребности? Зачем я делаю это? Действительно ли для меня на 100% важен результат достижения этой цели? Как достижение этой цели повлияет на людей, которыми я руковожу? На моих руководителей? На коллег? Как достижение этой цели повлияет на мои личные цели и карьерные планы?

Appreciable – Пошаговая, разделяемая на подцели

Достижение большой цели должно быть разбито на маленькие шаги – это ускорит процесс и сделает его более эффективным.

Для поиска полезных инструментов можно обратиться к сфере управления проектами. Управление проектами как область деятельности занимается оптимизацией планирования и реализации крупных проектов. Инструменты, которые разрабатываются и внедряются в рамках этой сферы, можно использовать для того, чтобы контролировать процесс достижения целей. Например, вы наверняка что-то слышали о диаграмме Ганта и методе критического пути (МКП).

Спросите себя: Каким будет мой следующий самый маленький и самый очевидный шаг по направлению к цели? Какие KPI я могу использовать для измерений? Какие ключевые вехи я могу выделить на пути к достижению этой цели? Какие ещё цели могут быть достигнуты в процессе достижения моей цели? Какие цели я могу поставить и отслеживать?

Refinable – Корректируемая, гибкая

Ставьте чёткие цели с твёрдым намерением их достичь, но уточняйте и корректируйте их, если ситуация меняется или появляется новая информация. Будьте готовы к переменам.

Закладывая непредсказуемость будущего в методологию постановки целей, проявляя гибкость, вы можете повысить вероятность положительного результата и быть уверенными в том, что движетесь в нужную сторону.

Спросите себя: Какая информация может измениться в процессе достижения цели? Что из того, что я не могу контролировать, может повлиять на достижение цели? Повлияет ли изменение способа достижения цели на мои глобальные цели? Что является самым важным, на что необходимо обращать внимание? Когда я вернусь к своей цели, чтобы пересмотреть, настроить, «подкрутить» её? Что скорее всего может пойти не так? Как я подстроюсь к лучшему сценарию развития событий? К худшему? К наиболее вероятному?

Чем яснее цель, чем лучше она продумана, тем быстрее и эффективнее вы её достигнете. Однако не стоит забывать, что для простых и рутинных задач вполне достаточно SMARTа. Здесь впору будет вспомнить Саймона Синека: выбирая метод, начинайте с «Зачем?» 😉

Автор: Алёна Фоминова