«Холодное» и «горячее» познание

Если кратко, то у человека выделено два типа познания и принятия решений как следствия познания, в зависимости от того, какая область мозга работает интенсивней. И от ситуации, разумеется.

«Одно из них является «холодным», неэмоциональным познанием — это привычные нам вещи, такие как внимание, память и прочие когнитивные навыки, применяемые нами каждый день. В качестве примера можно привести планирование рабочего дня, когда мы думаем, как организовать день наиболее эффективно, решая, что необходимо сделать и в каком порядке, тем самым определяя первостепенные задачи. Это «холодное» познание, или принятие решений, поскольку в данном случае вы продумываете, как структурировать свой день. Оно используется довольно часто.

Но есть и другая форма — «горячее», эмоциональное, социальное познание. Оно подразумевает конфликт между риском и вознаграждением, когда вам нужно принять неоднозначное решение, после чего вы можете многое выиграть или потерять».

Самое интересное, что ученые провели исследование среди двух групп: менеджеров и предпринимателей, основателей бизнеса. И выявили разницу в способе, которым эти две группы оценивают ситуацию и принимают решения:

«В «холодном» принятии решений предприниматели и менеджеры примерно одинаково хороши, в то время как в «горячем» принятии решений возникают различия. Предпринимателям и менеджерам в нашей группе в среднем было примерно по 50 лет, но мы заметили, что предприниматели демонстрировали рискованное, в чем-то азартное поведение — такое, какое бывает у молодых людей в 21–27 лет. Однако их склонность к риску сочеталась с гибкостью в решении задач: если они сталкивались с какой-то проблемой, они могли очень быстро переключиться на другое решение. Таким образом, рисковое принятие решений сочеталось одновременно с хорошим, «холодным» планированием и способностью к быстрому решению задач. Когда мы проверили результаты менеджеров, мы обнаружили, что, если у них не получалось решить проблему с первого раза, они не могли переключиться на другое решение так же быстро, как предприниматели: они не были настолько же гибкими. Если они заходили в тупик, они снова и снова пытались применить то же решение».

Итак, способность к гибкому подходу к принятию решений больше развита у предпринимателей. Здесь, конечно, просто корреляция, но тем не менее, сразу возникает вопрос к такой востребованной во многих компаниях компетенции как «предпринимательство» или «бизнес-мышление», когда топы и собственники-предприниматели очень хотят, чтобы менеджеры думали и принимали решения так же, как и они сами.

Что ж, нейронаука нам мягко намекает, что это вряд ли возможно: если бы эти менеджеры могли так думать, они, скорее всего, были бы предпринимателями.

Насколько вообще адекватно при наличии научных данных вводить подобные компетенции и требовать мышления предпринимателя от менеджера?

Заметка Дмитрия Иванова

Ссылка на оригинальную статью: https://postnauka.ru/faq/95098